В американской гей-столице — Сан-Франциско — в этом месяце закрылся последний в городе лесбийский клуб, легендарный «Лексингтон» с 18-летней историей. Причины: падение числа посетителей и выручки, существование заведения просто не окупается.

Сан-Франциско, лесби-клуб «Лексингтон»

Джей Ди Самсон
И эта тенденция распространяется на всю страну: лесбийские клубы и бары постепенно закрываются. В чем причина? Ведь лесбиянок не становится меньше, и гей-заведения процветают. В причинах попыталась разобраться музыкант и открытая лесбиянка, феминистка, колумнистка издания Vice Джей Ди Самсон (JD Samson), объехав крупные города Америки, посетив лесбийские бары в Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Новом Орлеане, и поговорив с их владелицами.
Видео (англ.):
Поскольку видео выложено на Vice, а не на Youtube, мы в редакции Lesbiru.com не можем прикрепить к нему русские титры. Но для тех, кто с английским не очень, вкратце перескажем причины.
В целом стереотипно считается (точнее, так считают геи, если их спросить), что лесбиянки — нацелены на семью, и как только находят подходящую партнершу, «вьют гнездо», покупают дом, рожают детей и т.д., то есть, бары становятся им просто неактуальны.
Но на самом деле причины глубже.
Исторически сложилось, что лесбийские бары (как и гей-бары) десятилетиями выполняли социо-культурную и коммуникативно-организационную функцию в ЛГБТ-сообществе, являлись оазисами ЛГБТ-жизни среди царящих вокруг гонений и гомофобии. В лесби-барах происходила вся «тематическая» жизнь гомосексуальных женщин: здесь они встречались, знакомились, отдыхали, танцевали, общались — в комфортной и безопасной обстановке, где они могли быть собой, среди своих, где никто не смел их осуждать. Где их окружал «свой народ» и его атмосфера. Культура и традиции лесбийских баров во многом сформировали общий субкультурный пейзаж в американском лесби-коммьюнити.

Лесбийский бар, США, 80-е

Владелица лесби-клуба «Лексингтон», Сан-Франциско, 2013
Но теперь многое изменилось: лесбиянкам (как и геям) больше не нужно прятаться и скрываться от общества. В этом году в США окончательно победило равноправие, ранее были приняты законы, защищающие ЛГБТ от дискриминации.
Гомосексуальным женщинам больше не нужно идти в лесби-бар, чтобы с кем-то познакомиться — с функцией знакомств отлично справляется, к примеру, интернет. С коммуникациями — социальные сети и мобильные приложения. А чтобы провести досуг — можно пойти на массу разнообразных гей-лесби-френдли вечеринок и мероприятий. В конце концов, чтобы иметь возможность держать подругу за руку или поцеловать её- больше нет нужды укрываться в баре или на частной вечеринке за закрытыми дверями, сейчас это можно сделать в любом публичном месте — на улице, в парке, магазине, ресторане, кинотеатре, концертной площадке — как делают миллионы других гетеросексуальных пар. ЛГБТ-культура становится всё более интегрированной в общество.
Да и сама структура досуга для ЛГБТ очень сильно развилась, ведь все ЛГБТ разные, у них разные интересы, разный возраст, вкусы и финансовое положение: вместо прежних однотипных лесбийских посиделок с бокалом алкоголя в прокуренном тесном баре, сейчас лесбиянкам доступны более разнообразные развлечения, например, клубы по интересам, организованные туристические поездки, семейный отдых для пар с детьми, тематические спортивные и культурные мероприятия, активный отдых, даже свои телеканалы, фильмы. И это можно только приветствовать.
То же самое какое-то время назад происходило в США с расовой сегрегацией. Сегрегация, как и гомофобия вредит гомосексуалам, вредила людям с не-белым цветом кожи, но способствовала всплеску бизнеса, основанного на самом факте существования сегрегации. Как только были достигнуты первые успехи в борьбе с ней — «расово дифференцированный» бизнес также пошел на спад. Он стал просто не нужен.
Таким образом, «золотой век» лесбийских баров в США заканчивается. Но это не грустный конец, это закономерная эволюция, финал одного этапа и начало следующего. Уходит целый культурный пласт, но уходит не бесследно, он передаёт эстафету новой эпохе, которая с благодарностью берет с собой всё лучшее, что было создано в лесби-коммьюнити эпохи баров, чтобы сохранить и приумножить. Страшно ли нам переворачивать написанную страницу лесбийской истории и начинать новую? Конечно. Но мы знаем, что делать. Лесби-сообщество нуждается и всегда будет нуждаться в местах, где мы могли бы объединяться, общаться, формироваться как сообщество, продолжать движение.
Такая тенденция существует не только в Америке, а на удивление во многих Европейских странах (Кроме Испании, пожалуй).
И контраст этот наводит на мысли о том, что мужчины и женщины действительно очень разные, потому что вот гейских баров везде просто завались!)
Ps. У мужиков налицо передоз тестостерона.)
Я вот не поняла. А гей-бары процветают? То есть, вот это высказывание не может быть распространено на мужчин-геев:
«Да и сама структура досуга для ЛГБТ очень сильно развилась, ведь все ЛГБТ разные, у них разные интересы, разный возраст, вкусы и финансовое положение: вместо прежних однотипных лесбийских посиделок с бокалом алкоголя в прокуренном тесном баре, сейчас лесбиянкам доступны более разнообразные развлечения, например, клубы по интересам, организованные туристические поездки, семейный отдых для пар с детьми, тематические спортивные и культурные мероприятия, активный отдых, …»?
Не до конца понимаю, почему так…
В видеоинтервью эта тема не раскрыта, но от себя добавим: гей-клубы/бары — для мужчин-геев, в основном, места круизинга. В лесбийских клубах/барах никогда не было «темных комнат», женщинам это малоактуально.